Задачи конструирования своих акустических систем

Идея собрать собственные акустические системы возникла в период моей активной практической апробацией существующих схем ламповых усилителей. В то время мое представление о том, что я должен требовать от своего лампового усилителя, какие параметры достижимы, а какие уже под сомнением, было еще сформировано недостаточно, в том плане, что еще оставались некоторые неизученные решения. Для полноты формирования картины приходилось собирать (повторять) схемотехнику разных производителей, разбираться в особенностях применяемых ими решений, сопоставлять эти решения с теоретическим обоснованием, если таковое вообще находилось.

Всю испытываемую схемотехнику нужно было на чем-то слушать, потому и возникла задача сделать собственные акустические системы, которые были бы легки на подъем для сравнительно маломощных однотактных усилителей (мощность составляла порядка 2 - 3 Вт на канал).

С учетом ограничений по собственной комнате прослушивания, объем которой составляет 40,8 м3, и прикинув необходимое звуковое давление выбрал еще советские динамики с бумажным диффузором: 4ГД-35. Найти сходу их не удалось, но очень быстро нашел их позднюю версию, уже с новой маркировкой – 8ГДШ1. Принимая во внимание серьезные спады звукового давления этих широкополосных динамиков на ВЧ, конструкцию нужно было дополнить пищалкой, на роль которых были приняты динамики 2ГД-36. В качестве разделительного фильтра применялся классический фильтр первого порядка, при этом оптимальная величина конденсатора, разделяющего ВЧ и ШП головки составила 3,3мкф.

Концепция корпуса с учетом выше озвученных параметров — это классический закрытый ящик, объем которого рассчитан с использованием классических методик, состоятельность которых неоднократно подтверждена на практике. В качестве материала корпуса решено было применить безсучковую фанеру, толщиной 8 мм. Корпус собирался на основе клеевого соединения в шип паз.

Через какое-то время акустическая система была собрана, и я наслаждался ее мелодичностью. В общем все было хорошо, пока у меня не появилась возможность послушать мониторные системы, точно отстроенные и не вносящие ни каких изменений в исходный аудиоматериал. Итогом этого мероприятия стало четкое, полностью сформированное представление о том, как должна играть система у меня дома.

Небольшая оговорка… тем, кому претит ровная АЧХ, кто презирает темброблоки, но одновременно с великим пренебрежением относиться к мониторным акустическим системам я советую дальше не читать, вы просто зря потратите свое время…

Предстояло решить сложную задачу, ограничение которой был всего один фактор – нужно оставить в работе недавно созданные корпуса. С учетом этого, 8ГДШ1 с чувствительностью в 92 дБ были заменены на 10ГДШ-1-4, с чувствительностью в 90 дБ. Причем у применяемых 10 ГДШ-1-4 заменены родные подвесы. Думаю, стоит отметить, что эта работа выполнялась мастером своего дела, все было сделано на высшем уровне! И так… после первого прослушивания сформировалась мысль о том, что вектор доработки выбран правильно, оставалось убрать резонансы ящика системы, что легко делается с применением виброизоляции на основе мастик. Также нужно было уплотнить прилегание задней крышки акустики к корпусу. Для этих целей так же было применено решение из автомобильной отрасли – карпет на клеевой основе. С учетом характеристик нового ШП и уже проявивших себя достойно ВЧ динамиков, пришлось заново пересчитать разделительный фильтр, с целью устранения подъема на ВЧ.

Конструкция акустических систем

Делать этот проект коммерческим, т.е. зарабатывать на нем денег, в мои планы не входит (мне если честно хватает моих усилителей), поэтому я с удовольствием делюсь с Вами подробностями создания этой акустической системой, в т.ч. и чертежами по изготовлению корпусов, а также результатами замеров неравномерности АЧХ.

ШП динамик: 10ГДШ 1-4;
ВЧ динамики: 2ГД-36;
Объем закрытого ящика: 40,9 литра;
Емкость конденсатора ВЧ динамика: 1,5 мкф. (CBB61 SH Po);
Габаритный размер (ШхГхВ): 286 х 300 х 550 мм.

Чертежи акустических систем

Чертежи, по которым вы сможете в точности повторить то, что сделал я выполнены с использованием САПР КОМПАС v.17, соответственно для их редактирования или подготовки под станки автоматической резки (ЧПУ) нужна программа КОМПАС не ниже указанной версии.

Скачать чертежи в формате cdw...

Если вы планируете изготавливать корпуса вручную, то скачивать «cdw» файлы нет необходимости, можно воспользоваться представленными ниже чертежами в jpg формате.

Фото моей акустической системы

Вот таким вот образом это получилось у меня…

Результаты замера акустической системы в студии звукозаписи

Так как в домашних условиях выполнить замеры попросту нечем (имею ввиду отсутствие измерительного микрофона), решено было снять параметры в студии звукозаписи. Я прекрасно понимаю, что комнаты любой студии это фактически лабораторные (тепличные) условия, и полученные там результаты, возможно будут слабо коррелироваться с рольными неподготовленными помещениями, с множеством мебели, в том числе стеклянных и других высоко резонирующих материалов. Ну да ладно… о результатах измеренного: из графиков отчетливо видно, что на НЧ, в районе 100 Гц имеется незначительный спад уровня звукового давления. Противоположная картина по ВЧ, тут фактически уже с 2 кГц отмечается незначительный подъем, который в прочем к частоте 5кГц становиться более существенным.

Не лишним будет сказать, что мои акустические системы устанавливались на стол, т.е. на то место, где устанавливаются студийные мониторы ближнего поля у ребят. В такой установке подъем на ВЧ ощущается весьма выразительно и это отметили все из присутствующих.

Не удивительно, что я не ощущал этого подъема у себя в комнате, т.к. акустика устанавливается на по задумке на пол и видимо излишки ВЧ поглощаются или как-то рассеиваются, в общем становятся незаметными.