Отзывы о построенных мной усилителях…

Раздел с отзывами находиться в стадии заполнения, не у всех сразу по моему требованию находиться время что то написать, прошу отнестись с пониманием к этому моменту…

Отзыв от Дениса, г. Волгоград...

Усилитель Тимура стал для меня своего рода эталоном. Теперь я смотрю на характеристики ламповых усилителей, которые предлагаются в интернете немного свысока. И как приятно, когда знакомые псевдомастера делают круглые глаза и с недоверием спрашивают как удалось в ламповом усилителе достичь таких высоких параметров и можно ли посмотреть схему.
До этого во многих усилителях всегда чего-то не хватало, либо баса, либо четкой середины и высоких частот. С этим усилителем я слышу практически то же самое, что и в оригинале записи в наушниках со скидкой на качество акустики. Сейчас этот усилитель играет у меня с великолепной винтажной акустикой Sony SS-A5 la voce.

Несмотря на ее казалось бы неламповую чувствительность в 89Дб, мощности усилителя хватает за глаза. Это первый усилитель, который в ряде моментов обыгрывает усилитель моего изготовления на ультимативной элементной базе. К слову, межкаскадные конденсаторы у меня стоят сейчас как весь усилитель Тимура, что немного теперь меня огорчает)Однозначно рекомендую усилитель как гарантию того, что не будет разочарования и не захочется перетыкать лампы в поисках нормального звука. Винтажные транзисторные усилители с таким уровнем звука стоят от 50 тыс из того, что я встречал и то не факт, нужно будет покопаться с риском попасть на ремонт. А в ламповом усилке ломаться особо нечему, ламп хватит на несколько лет точно, на своем ни разу не менял, только токи подстраивал.

Рекомендую поработать над дизайном и комплектующими, чтобы перевести аппарат в класс хай энд.

С уважением, Денис. mail: filatovdenis@mail.ru

Отзыв от Ивана, г. Пятигорск...

У меня никогда не было лампового усилителя. Решился приобщиться к любителям лампового звука. Начал шерстить инет в поисках концепции построения и описаний ЛУ. И вот, по чей-то ссылке, нашел сайт Тимура и затем его канал в YouTube. Мне понравилась его грамотная подача материала и принцип построения ЛУ для качественного звука. Я остановил свой выбор на аппарате с лампой 6П36С.
Перед заказам, много общался с Тимуром, он подробно отвечал на все мои многочисленные вопросы. И вот, я стал обладателем отличного лампового усилителя по приемлемой цене и качественно изготовленного аппарата. Первые два дня я «гонял» его по разным стилям музыки, хотя сам, в основном слушаю джаз, блюз, женский вокал и старый рок. Начитавшись статей про плохую подачу НЧ и слабую динамику в ЛУ, я был приятно удивлен, что в этом усилителе все подается на высшем уровне. Звук очень детальный, никакие частоты не выпирают, сцена представлена и в ширину и в глубину, музыка заполняет все пространство и нет привязки к АС. Особенно мне понравилось как звучат струнные и духовые инструменты и барабаны, все настолько реально, словно они находятся в комнате, полный эффект присутствия. Все это я оценивал на фоне моего каменного усилителя Yamaha A 2000, и поверьте, ЛУ ни в чем не уступил, а в пространственном звучании даже и выиграл. Музыку можно слушать несколько часов и совсем не устаешь. Источником является Oppo BDP-95, а колонки Sony SS-A5 La Voice.

Так что, кто находится в поиске реально хорошего и качественного ЛУ, советую обращаться к Тимуру, вы не пожалеете.

С уважением, Иван. mail: vanjojap_64@mail.ru

Отзыв от Ивана, г. Минск, РБ.

Заказал усилитель на EF184 и 6p36s лампах и непрогадал! Отличный вариант для любителей хорошего лампового звука. Слушаю с декабря 2019 без проблем, нариканий нет. Подключил АС с высокой чувствительностью получил детальный звук. Качество монтажа и настройки усилителя на высоте, заказ выполнен в оговореный срок и хорошо упакован, так как приехал в рб г.Минск в отличном состоянии.
Тимур спасибо!

Иван, г. Минск mail: ivan_by.kot@tut.by

Новости от Лампового звука...

Самые оптимальные варианты усилителей на лампе 6П7С (6BG6G / 6BG6).
Часть 1 - История и зарисовки...

В этом цикле статей, состоящем из трех частей будут опубликованны авторсике схемотехнические решения однотактного и двухтактного усилителей на лампе 6П7С. Прежде чем показать Вам готовые решения (будут, но несколько позже), предлагаю прочитать некоторые иторические факты об этой лампе, а так же познакомиться с принципиальныеми схемами ведущих мировых производителей ламповой эпохи.

В период 1953 – 1954 гг. компанией McIntosh Audio Company; Binghamton, NY с использованием в оконечном каскаде лампы 6BG6 начато производство двухтактного усилителя «Power Amplifier A116» Усилитель имел кенотронное питание на лампе 5U4G, напряжение на анодах 6BG6 в соответствии со схемой составляло 400В, а в каскадах предварительного усиления использовались лампы 12AX7 12AU7 и 12BH7 в качестве драйвера. Выходная мощность усилителя 30 Вт, напряжение питания 117 В. Усилитель «Power Amplifier A116» выполнялся полностью на металлическом шасси и весил 14,9 кг.
Скачать принципиальную электрическую схему: «Power Amplifier A116»

В 1954 году компанией Electro-Voice Inc. в USA выпускается усилитель «A30 Circlotron Line Amplifier», полностью на металлическом шасси. «A30 Circlotron Line Amplifier» выполнен в двухтактной концепции с выходной мощностью 30 Вт. Напряжение на анодах ламп 6BG6G порядка 435 В, драйверный каскад выполнен на 12BH7, фазоинверсный каскад и каскад предварительного усиления на половинках лампы 12AX7. Неравномерность частотной характеристики в диапазоне от 20 Гц до 70 кГц у этого усилителя составляет всего 0,25 дБ.
Скачать принципиальную электрическую схему: «A30 Circlotron Line Amplifier»

В 1956 году компанией Grommes Precision Electronics, Inc.; Chicago (IL) в USA, начато производство двухтактного усилителя «Grommes 216BA». Усилитель имел кенотронное питание на лампе 5U4GA, а в каскадах предварительного усиления использовалась лампа 12AU7.

Мысли и концепция для SE усилителя на лапе 6П7С в триодном включении. Предшествующий опыт работы с однотактными усилителями в которых в качестве выходных ламп используются лучевые тетроды в триодном включении предполагал использовать 6П7С в режиме сравнительно высокого анодного напряжения, и в этом конкретном случае потенциал на аноде должен составлять порядка 535 Вольт. Но… что делать в таком режиме и так понятно, гораздо интереснее попробовать сделать высококачественный усилитель в режиме сравнительного низкого анодного потенциала, или как еще называют – токовый режим работы.
Для режима с низким анодным потенциалом напряжение на аноде выходной лампы должно быть порядка 300 – 330 вольт. В этом случае, с учетом работы лампы в триодном режиме, внутреннее сопротивление Ri, составляет 1,3 кОм. Принимая во внимание рекомендации в трудах Г.В. Войшвилло, оптимальной нагрузкой для лампы, работающей в режиме сравнительно низкого анодного напряжение, является Ra = 2Ri. И все же если воспользоваться более точной моделью нахождения оптимальной нагрузки для выходной лампы, то применительно к 6П7С в указанном режиме Rа = 2,2 кОм, что даже немного меньше, чем 2Ri. Укрупнённый расчет мощности, ограниченной нелинейными искажениями порядка 3%, также выполняется с учетом низкого анодного потенциала и измеренного внутреннего сопротивления. В результате выходная мощность одного канала должна составлять порядка 4,24 Вт.
Еще одной отличительной чертой этого проекта будет отсутствие каких бы то не было отрицательных обратных связей (местных и общих), по крайне мере на начальном этапе конструирования это будет обязательным условием. Цель тут очень прозрачная - определить максимально возможные показатели качества без применения ООС.
Указанное в абзаце выше условие особенно интересно в условиях применения в предварительном каскаде пентода в классическом включении. На роль такой лампы отлично подойдет пентод EF80 или более редкий и по тому дорогой пентод EF860.
Номинал катодного резистора для драйверной лампы принят в соответствии с паспортом лампы. Резистор анодной нагрузки, выбран из условия получения необходимого коэффициента усиления каскада, а также с учетом возможного образования фильтра первого порядка в ВЧ диапазоне из-за величины входной емкости лампы 6П7С. Величина резистора экранной сетки, условно принята в 200 кОм, хотя это конечно же очень приближенно соответствует оптимальному режиму.
Все вышесказанные принципы конечно же сформированы с целью создать хорошо играющий однотактный усилитель на лампе 6П7С, но не менее важной является задача определить, как уже было сказано выше, «потолок» оценочных показателей качества без ООС. С учетом вышесказанного была спроектированная предварительная принципиальная электрическая схема усилителя, представленная ниже.

Примерная принципиальная схема SE усилителя на лампе 6П7С
Не советую копировать, это всего лишь зарисовка.

Номиналы радиоэлементов, помеченных символом «*», в результате настройки могут иметь сравнительно высокое несоответствие указанным в предварительной принципиальной схеме.
Ну что же… остается лишь собрать усилитель (сборка будет осуществляться на готовом шасси – снова достанется моему многострадальному образцу на 6п36с), запустить его, выждать пару циклов нагрел-остудил и можно будет приступать к измерениям, ну а затем все же (если это будет необходимо конечно) настроить его на максимально возможный результат по искажениям, АЧХ и выходной мощности.

Выпуск от 1 апреля 2020 года ;)))

Рекомендую хорошую книгу по ламповой тематике - 06.04.2020г.

Для тех, кто в серьез хочет заняться конструированием ламповых усилителей, при этом испытывает некоторые трудности с теорией работы радиолампы, хочу порекомендовать замечательную книгу «Усилители низкой частоты на электронных лампах», автор: Георгий Валерианович Войшвилло. Сейчас можно приобрести высококачественный репринт этого замечательного издания по совсем смешной цене, до 1 тыс. рублей.

Мои впечатления об этой книге сложились еще в самом начале лампового пути, около десяти лет назад, и впечатления эти до сих про остаются крайне положительные. Тогда мне достался еще оригинал 1963 года издания, который на сегодняшний момент утерян. Тем ни менее повстречав на книжной витрине переизданную версию (как я уже упоминал выше – это издание репринт с оригинала), я с большой радостью купил ее себе, прочитав ее в очередной раз и поселив ее теперь уже на своей книжной полке.

Немного о книге: много чего интересного по теории работы радиоламп, теория работы усилительного каскада, теория линейных цепей, теория обратных связей, и т.д. Приводятся примеры принципиальных электрических схем, рассматриваются различные характеристики усилительных устройств.

Важный момент: книгу можно читать подготовленному в азах радиоэлектронике человеку, с пониманием основ физики, электротехники и электрорадиоизмерений.

Выпуск от 1 апреля 2020 года ;)))

Рецепты выходных трансформаторов для SE и PP усилителей

В силу многочисленных просьб и обращений ко мне по вопросам расчета выходных трансформаторов для ваших ламповых усилителей, у меня скопилась некоторая база готовых решений на разных сердечниках и разных лампах. Этими готовыми решениями (рецептами) я рад поделиться. Вполне возможно, что скачав файл с рецептами вы найдете для себя готовый рецепт выходного трансформатора, который вас полностью устроит.
Иногда бывает не лишнем сравнить например собственный расчет с моим, что бы убедиться что вы все сделали правильно.
Не все из представленных рецептов проверялись лично мной, при этом каких либо негативных отзывов о расчетных параметрах этих трансформаторов от людей, для которых изначально делался этот расчет, я не получал.
Рецепты трансформаторов сохранены в формате PDF: Скачать рецепты ТВЗ

Концептуальное развитие звуковой радиоаппаратуры 21 века (статья, конференция)

Эта статья является некоторой вводной к серии моих предстоящих публикаций на тему совершенствования оценочных показателей качества звучания и совершенствования схемотехнических решений звуковых трактов с целью их оптимизации по критериям качества.
В большей мере из этой статьи прочитавший сможет понять мое отношение к звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуре, к схемотехнике и т.п.

Статья доступна в формате PDF: Скачать статью